Skip to content Skip to footer

Храм целителя Пантелеимона

В период с 2000 по 2005 года кемеровчане могли наблюдать, как Октябрьском проспекте у областной больницы, словно вырастая из стены главного корпуса, постепенно возводился православный храм. Маленький, более похожий на часовенку. Но история его строительства мало кому известна.

протоиерей Геннадий Князев

Как-то, будучи в Красноярске, настоятель православного сестричества Святых Жен-мироносиц отец Геннадий Князев, увидел на территории местной больницы выстроенный храм, здание которого имело теплые переходы в больничные отделения. Загоревшись этой идеей, вместе с профессором Кемеровской государственной медицинской академии Теодором Израилевичем Шраером, батюшка начал хлопотать о таком же храме при областной больнице города Кемерова. В старом помещении музея ветеранов областной больницы, находящемся в ту пору в состоянии заброшенности, отец Геннадий и Теодор Израилевич присмотрели и выпросили у главного врача Игоря Петровича Рычагова никому не нужную, бесхозную комнату. Эта комната была представлена Владыке Софронию, который в свою очередь благословил строительство типового храма.

Но одного лишь благословения для проведения работ недостаточно, необходимо было документальное подтверждение. Заниматься сбором документов для строительства храма отец Геннадий поручил сестре милосердия Татьяне Ильиничне Поваренковой. Несмотря на все ее старания, процесс сбора документов затянулся на долгие полтора года. Столь же долго пришлось ожидать и решения вопроса о разработке проекта будущего храма. Однако, разрешение на проведение земельных работ было получено, и архитектор Сергей Николаевич Зыков разработал проект.

Строительство храма всегда требует немало затрат. Отец Геннадий и сестры милосердия всюду просили помощи, объездили десятки организаций, обивая пороги кабинетов высокого начальства, но результат был нулевым — оказывать материальную поддержку строительства храма никто не собирался. Помощь пришла, откуда не ждали. Мича Яковлевич, сербский прораб, к которому обратился за помощью отец Геннадий, выполнял со своей бригадой строительные работы в кемеровском аэропорту. Сербы приостановили свои работы на день и организовали доставку бетона самого высокого качества к будущему храму, не взяв с батюшки ни копейки. Вскоре радость сменилась печалью. Строительное управление, с которым была договоренность о постройке храма, затягивало сроки. Отец Геннадий и сестры были в отчаянии: лето заканчивалось, а к строительству так еще никто и не приступал. В 2001 году в день памяти Великомученика и Целителя Пантелеимона, 9 августа, на месте будущего храма был отслужен первый молебен. Настроение во время молебна было очень торжественное. Радостное событие омрачала лишь бездеятельность строителей. Вдруг, к концу молебна подъехали строительные машины и одна за другой начали выгружать бетонные блоки. После блоков был выгружен и металлический вагончик для строителей. А дальше произошло событие, которое еще долгое время обсуждалось священниками. Со стены вагончика на священников, сестер и гостей наглыми глазами пялилась ушастая, рогатая и бородатая морда лукавого. Однако привезенные блоки означали одно: постройка храма все-таки началась.

Начало строительства Храма целителя Пантелеимона

Ситуаций непредвиденных, неожиданных и досадных при возведении храма всегда возникает очень много. Долгое время приходилось вести переговоры с кирпичным заводом о поставке кирпичей. Все же удалось договориться о количестве 10 тысяч штук. Но когда сестры пришли за кирпичами, выяснилось, что кирпичи уже отдали другому священнику, занимающемуся строительством часовни. Для директора завода не было разницы, кому именно из священников он обещал дать кирпич. Тот священник даже не знал, что забирает чужой стройматериал. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Вскоре отец Геннадий случайно разговорился с одним армянином у ворот Знаменского собора, поведав о сложившейся ситуации. Через день к областной больнице подъехала машина с нужным количеством кирпичей — 10 тысяч штук. Благотворителем оказался тот самый армянин, которого батюшка до сих пор поминает в своих молитвах.

Владыка Софроний выделил для строительства арматуру на сумму 100 тысяч рублей. Но ввиду того, что работы на цокольном этаже были уже завершены, арматура уже не понадобилась, но зато ее удалось продать и вырученные деньги отложить в фонд строительства. Всего удалось накопить почти 200 тысяч рублей, резервы были полностью исчерпаны, и батюшка понимал, что больше не сможет найти ни копейки. К тому времени успело распасться строительное управление. Рабочие, начав строить первый этаж, так его и не закончили. Всю зиму не велось никаких работ. Весной 2002 года отец Геннадий начал искать новых рабочих. Нужно было возводить стены храма, а кирпичей катастрофически не хватало. Их собирали повсюду: разбирали старые постройки, перекупали использованный кирпич. За время строительства сменилось много бригад рабочих. Некоторые работали на совесть, другие же — спустя рукава. Многое приходилось переделывать за недобросовестными мастерами: стены перекладывали заново, крышу перекрывали трижды. А оплату за свою работу эти рабочие брали в полном объеме.

Наконец стены храма были возведены. Дело оставалось за установкой купола. Его заказали и изготовили в Кемерово. Забирать купол из мастерской вызвалась одна из сестер милосердия Савинцева Любовь Ивановна. Отца Геннадия в ту пору не было в городе, он был на сессии в Московской духовной семинарии. После доставки купола к храму, его освятил штатный священник сестричества — отец Филарет. После полученного благословения на установку купола, рабочие подняли и установили его прямо на крышу здания. Когда отец Геннадий вернулся из Москвы, то вынужден был пережить шок. Дело в том, что обычно купола положено устанавливать на специальную подставку с окнами, которая именуется барабаном. Он отражает архитектурные особенности времени постройки храма. Не зная как правильно должен располагаться купол храма, установщики водрузили его, как на душу легло. Пришлось всю работу переделывать заново: находить новую бригаду, повторно оплачивать работу. Купол был установлен в ноябре 2002 года.

Возведение купола

Большую помощь на последнем этапе строительства оказал главный врач областной больницы Игорь Петрович Рычагов. Видя старания отца Геннадия и узнав о его тщетных попытках раздобыть деньги для окончания строительства храма, он подключил к работе больничную бригаду строителей. Помощь строящемуся храму оказывала и диспетчер больничного гаража Светлана Геннадьевна Вакулина. Она выделяла транспорт, когда необходимо было привезти какие-либо стройматериалы. Нина Андреевна Ильинова, комендант хирургического корпуса, договаривалась с руководством о бесплатных обедах для строителей храма. Внутреннюю отделку храма оплатила фирма «Стройсибком». Эта же фирма в лице ее директора Кутырева Юрия Леонидовича закупила стройматериалы и выплачивала рабочим заработную плату. Главный врач больницы Игорь Петрович нашел спонсоров для установки винтовой железной лестницы между первым и вторым этажами храма. Топкинский цементный завод выделил больше 10 тысяч тонн цемента. Также спонсорскую поддержку оказывал храму руководитель Общества православных меценатов Константин Николаевич Непомнящих.

Наконец, строительные работы были завершены. Была приобретена необходимая утварь для алтаря и храмового помещения. В апреле 2005 года батюшка рапортовал Владыке о завершении строительства нового храма. Шла Страстная седмица Великого поста. Обычно в эти дни храмы не освящают. Но Владыка Софроний дал согласие освятить здание постным чином в Великую Пятницу. Освящение прошло достаточно скромно, без какой-либо торжественности. Сразу после отъезда Владыки был совершен вынос плащаницы и вечернее богослужение. В Великую Субботу в храме была отслужена первая Литургия. В ночь с Субботы на Воскресенье в храме было совершено праздничное богослужение.

Не верилось, что тяжелейшие 5 лет строительства остались позади. Отец Геннадий еще долго не мог придти в себя. Осознание сделанного, огромная духовная радость пришли позже. Наконец, в храме начались регулярные богослужения.